Роман Поборчий

Жизнь прекрасна и удивительна


Previous Entry Поделиться Next Entry
Паразиты номер раз
prs

В любой индустрии, вероятно, есть свои паразиты, то есть такие люди (и целые виды деятельности), которые только перераспределяют денежные потоки немного в свою пользу, ничего полезного не отдавая обществу. Вокруг IT я знаю как минимум три таких класса, о каждом из которых напишу отдельно, а сегодня моя двухминутка ненависти посвящена SEO. Когда в Яндексе работал, это было вроде как неуместно, а теперь можно. Рассказ на пальцах для тех, кто занимается другими делами. Специалисты всё и сами знают.

SEO расшифровывается как "Search Engine Optimization", то есть "оптимизация под поисковые системы", и занимаются они вот чем. Представим себе, что вы открываете новый сервис по доставке пиццы в крупном городе. Или, например, новый интернет-магазин сантехники. Или ещё какой-нибудь сервис, который ничем не отличается от нескольких сотен других таких же. Так вот, когда человек набирает в поиске [доставка пиццы], ему, удивительным образом, наверху выдачи покажется не ваш сайт, а сначала те самые несколько сотен других таких же. А человек и первые десять-то до конца страницы скроллить не будет, он на первом экране выдачи всё себе найдёт и закажет.

Вот здесь-то на белом коне и появляются SEO'шники и говорят что-то вроде "не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите их нам, а мы ваш сайт продвинем в выдаче поисковика". Вы им даёте немножко денег, и они что-то делают. А через некоторое время, при небольшой удаче, ваш сайт попадает в десятку по профильному запросу. Или не попадает, тут, как с динозавром, 50/50.

Казалось бы, причём здесь Лужков что тут плохого?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вкратце представить себе, как работает поисковик.
Важно, что он не умеет напрямую понимать, что документ соответствует запросу. Он делает это опосредованно, так как знает или умеет быстро получать множество разнообразных чисел про запрос и документ. Например:

• Сколько слов запроса есть в документе?
• Сколько слов запроса находятся в документе в той же форме?
• Сколько слов запроса выделены в документе жирным шрифтом?
• Сколько в интернете ссылок на документ?
• В скольких ссылках в тексте ссылки встречаются слова запроса?
• Кликают ли пользователи в этот документ по этому запросу?
• И ещё несколько сотен.

Имея достаточно примеров хороших и плохих документов, поисковая система может вывести закономерности: какие наборы значений соответствуют документу, подходящему к запросу, а какие — неподходящему. После чего, в теории, остаётся только показывать по каждому запросу документы с наиболее подходящими наборами чиселок. К сожалению, все эти параметры хорошо работают только как косвенные признаки качества сайта. То есть "часто так бывает, что на хорошем сайте это сделано так".

Как только авторы сайта точно узнаю́т о том, на какие параметры смотрит система, они могут накрутить именно эти параметры, не заботясь о том, чтобы сайт как таковой стал ценнее для пользователя. В этом и состоит работа SEO'шников. Они тратят зачастую довольно значительные средства, чтобы изучить работу поиска (сделать максимально доступный reverse engineering), а затем используют это знание, чтобы причесать сайт клиента, дав ему максимум косвенных признаков хорошего. Вся беда в том, что лучше он от этого не становится, а вот испортиться вполне может.

Бывают относительно безобидные случаи:

Остекление балкона и лоджии предполагает использование нескольких вариантов окон – глухие (неподвижные), распашные (поворотные), поворотно-откидные и раздвижные (откатные).
Алюминиевое остекление позволяет выполнять раздвижные лоджии и балконы.
...
Алюминиевая лоджия защищает пространство от ветра, дождя и шума, но температура внутри будет не более чем на 5-10 градусов выше наружной.
...
Теплое остекление лоджий и балконов в Санкт-петербурге (СПб) подразумевает установку металлопластиковой конструкции (из того же профиля, что и изготавливаются окна) со стеклопакетами.

Особенно умиляет "в Санкт-петербурге (СПб)" в последнем абзаце. Это не для нас с вами написано, я для роботов Яндекса и Гугла. Давайте побольше раз напишем про балконы и лоджии (СПб) (там ещё заголовки есть с теми же словами) и выделим эти слова жирным шрифтом. Наверное, от этого сайт станет релевантнее, а людям станет проще его читать.

А бывает вот такое противное. Сходили по ссылке? Заметили противное? Оно внизу: на странице шахматного клуба размещены ссылки с текстом:

Город на Неве приглашает: Санкт-Петербург снять квартиру посуточно с нашей помощью. | Оперативное создание web сайтов Петербург от ЕленаГрей.ру. | спб медцентр мрт http://www.martclinic.ru/mrt/mrt-golovy/ клиника 22 00

Эти ссылки там не для того, чтобы кто-то на них нажимал. Они там потому, что кто-то когда-то поверил, что, если на нормальном сайте, куда заходят нормальные люди, разместить ссылки на продвигаемый сайт, то они будут иметь больший вес для поисковика, чем такие же, но размещённые на сайте-призраке. Возможно, это даже правда или когда-то ею было, но на странице шахматной федерации Петербурга таким ссылкам точно не место. Просто, похоже, разработчики сайта всё, что разрабатывают, включали в свою сеть обмена ссылками.

Таким образом, первый очевидный вред состоит в том, что итоговые документы зачастую оказываются больше заточены под поисковые машины, чем под пользователя. Человеку там может оказаться непросто.

Но это только про надводную часть айсберга, которая может попасться на глаза пользователям. А у него есть ещё и подводная часть. Множество сайтов в интернете созданы не для людей, а исключительно для манипуляции выдачей поисковых машин.
Хитрые конструкции из сотен ссылающихся друг на друга сайтов выстраивались для того, чтобы на нескольких из них разместить ссылки на три-четыре таких, продвижение которых оплачено. Вот в этой статье на Роеме и в комментах к ней люди жалуются, что регистраторы совсем оборзели и повышают цены на продление доменов. То есть вот они привыкли платить за домен 450 рублей в год, а тут вдруг ррраз! и надо платить уже 750. Это почти не затрагивает тех, кто тихонечко ведёт свой сайтик на одном домене. Лишние триста рублей меня не напрягут. А вот для тех, у кого этих доменов по работе десятки тысяч (да-да, десятки тысяч, и бо́льшая часть из них — треш и угар), это значительные, возможно даже, неподъёмные расходы. Часть которых по длинной цепочке прилетит к нам.

Более того, все признаки качества сайта, которые когда-то были только придуманы и являлись в тот момент чистым, хорошим сигналом, сейчас безбожно загажены. Для того, чтобы отличать реальные признаки от сфальсифицированных и противодействовать манипуляциям выдачей, поисковикам приходится держать большой штат высококвалифицированных специалистов. Гонка вооружений никогда не прекращается: одни закупают ссылки, другие уменьшают влияние ссылок в ранжировании по коммерческим запросам. Одни заводят армии кликающих роботов, имитирующих пользователей, другие пишут алгоритмы, автоматически отделяющие роботов от реальных людей. Первые в ответ на это подсаживают роботов на машины живых пользователей, чтобы затруднить детектирование, вторые наносят свой удар, и так далее, ad infinitum.

Второй очевидный вред состоит в деньгах, которые на всё это тратятся, не принося никакой пользы человечеству.

Поисковики, конечно, когда замечают типовой паттерн, применяемый SEO-специалистами, вносят поправки в свои алгоритмы, чтобы влияние этого паттерна не учитывать. Каждый раз, когда такое происходит, выдачу по коммерческим запросам переколбашивает: те, кто пользовались этим паттерном, попадают под санкции и улетают с первых позиций вниз, бывает даже в сотню не попадают. Вместо них поднимаются другие, которых ещё не раскусили. Вопли, письма в саппорт, разбитые сердца, все дела.

Чтобы такого избежать, недавно придумали "живой щит". Речь идёт о том, чтобы вместе в сайтами, продвижение которых кто-то оплачивает, ровно такими же методами продвигать ещё несколько случайных сайтов, с которыми контракта нет (часть признаков качества можно накручивать, даже не являясь админом сайта и не имея возможности его менять). В этом случае невиновные тоже попадут под санкции, но возмущаться будут очень правдоподобно, так что, возможно, санкции удастся отменить для всех. Более подробное описание инициативы находится тут. Не уверен, было ли это в итоге реализовано или осталось на уровне идей, но любая такая идея рано или поздно материализуется.

Третий вред, на мой взгляд, заключается в том, что деятельность по оптимизации одних сайтов довольно легко может повредить другим.

В ответ на упрёки оптимизаторы раньше часто говорили, что "зато мы делаем вам хорошую выдачу по коммерческим запросам".

Хорошая выдача по коммерческому запросу — материя тонкая. Хотелось бы, чтобы в выдаче присутствовали лидеры рынка по запрашиваемой услуге. Если есть вариант, как сделать это бесплатно самому, хотелось бы иметь описание. Для некоторых вещей бывает нужен описательный документ "для новичков": что это вообще такое, с чем его едят, то-сё. А бывает, что тот же термин, которым обозначается услуга, имеет ещё другое значение, некоммерческое, и его тоже надо как-то представить. "Хорошая выдача" определяется не только каждым конкретным документом, попавшим в десятку, но и их отношениями между собой.

На всё это SEO-индустрии наплевать. Никто не откажется продвигать сайт только на том основании, что он предоставляет не самую качественную услугу. Ходили легенды про адвокатов, которые отказывались защищать людей, если точно знали, что те виновны. Так вот, даже про адвокатов это только легенды, кажется, а про SEO'шников даже и легенд таких нет.
Если бы они не путались под ногами, поисковики смогли бы сформировать гораздо более качественный топ выдачи по любому классу запросов, я глубоко в этом убеждён.

Резюмируя, хочу выразить глубокое сожаление по поводу того, что SEO-индустрия существует и не менее глубокую убеждённость в том, что, если бы она вдруг в одночасье вся пропала, мир стал бы лучше.

  • 1
Ну это безусловно обидно, но это как с армией и милицией. Ну и еще много всего

Для полноты картины нужно сказать, что у SEO-шников есть ещё клиенты, которые фанатично хотят быть на первом месте, но не умеют считать деньги.

Ну, дурак, как известно, — главный ресурс рыночной экономики. Первое место бывает важно в некоторых тематиках (например, грузоперевозки, там до второго места пользователи практически не добираются).

Понятно, что, раз есть спрос, то будет и предложение. Но как же мне это предложение не нравится!

Отличное пожелание. Вот бы еще хотя бы намёк на то, как избавиться от SEO-шников. Вся система имеет дефект, который приводит к появлению таких профессий. Чтобы устранить дефект, надо поменять систему и получить новую, не факт, что лучше.

(Удалённый комментарий)
Лёша, взаимно привет!

Вот сразу видно настоящего аналитика. Он не просто зрит в корень, а выкапывает этот корень нафиг и зрит, что под ним прячется. =)

Действительно интересно, что с моральной точки зрения они находятся в очень разных зонах. Такой чёткой формулировки у меня пока не было, теперь есть.

У поисковых систем есть ещё своя очевидная заинтересованность. Они хотят чтобы деньги несли именно им, а не всяким посторонним конторам. А они за эти деньги будут показывать коммерческие запросы в своей выдаче, явно или скрыто ставя эти ответы на первые места.

Заинтересованность, конечно, есть, но мне видится несколько отличий:

1) Поисковая система всё же предоставляет нетривиальный сервис пользователям. Разработку и развитие этого сервиса надо как-то оплачивать.

2) В Яндексе, по крайней мере на момент моего ухода, поиск был отдельно, реклама отдельно. То есть реклама всегда явная, и на результаты поиска она не имела никакого влияния. За других не скажу.

Ну я имел ввиду что рекламу тоже на первой странице показывают. Думаю также что довольно многие не отличают рекламные проплаченные результаты от бесплатных.

> Думаю также что довольно многие не отличают рекламные проплаченные результаты от бесплатных.

Правильно думаешь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account