Роман Поборчий

Жизнь прекрасна и удивительна


Previous Entry Поделиться Next Entry
Eye tracker на службе консультанта по презентациям
prs

Версию этой статьи я ранее публиковал на Хабре, но пусть здесь тоже будет.

Почти весь прошлый октябрь я провёл, работая с докладчиками Highload++ 2015. Поскольку конференция большая и участники собираются из разных городов и даже стран, большая часть этой работы проходила дистанционно: у нас были вебинары, затем скайп-созвоны и только в самом конце — очные встречи. Там я особенно ярко столкнулся с типичной проблемой обучения: нужно не только показать, как правильно, а как — неправильно, но и заставить уговорить участников делать хорошо. А то проводишь вебинар, посвящённый слайдам, получаешь на него хорошие отзывы (спасибо! полезно! интересно!), а затем в индивидуальной работе видишь в слайдах ровно то, чего просил не делать. Обидно.


Я решил с учётом специфики аудитории прибегнуть к техническим средствам, подкрепить эмоции данными. Мне уже приходилось пользоваться айтрекером для анализа поведения пользователей поиска, и его возможности известны. Заодно проверим, так ли уж плохо то, чего я прошу не делать? Я использовал Tobii Pro X2-30.

Исследованиям того, как именно люди смотрят, уже больше ста лет, но, имхо, чтобы на концептуальном уровне понять, как использовать результаты этих исследований, необходимо и достаточно прочесть книгу Альфреда Ярбуса "Роль движений глаз в процессе зрения" ("Наука", 1965). Из этой книги, в частности, взята стартовая картинка с головой Нефертити. О Ярбусе я уже писал ранее, так что здесь повторяться не буду.

Изначально мне хотелось составить цельный рассказ в картинках, которые все были бы по смыслу связаны друг с другом и при этом содержали все типовые проблемы, которые мне хотелось показать. Но через несколько месяцев я сдался, и в результате появился разрозненный набор данных, оформленный в виде намеренно кривых слайдов. Вот этим-то набором я и мучил шестерых участников эксперимента. Я не ставил перед собой задачи провести строгое исследование (во-первых, шести человек для этого не хватит, во-вторых, тогда нужно более строго разрабатывать дизайн парных слайдов, "хороших" и "плохих"). Я в первую очередь интересовался, получатся ли из тепловых карт убедительные картинки для учебных материалов.

Прежде всего, для контроля, воспроизведём эксперимент Ярбуса. Я взял фрагмент картины "Не ждали" и предложил участникам за одну минуту определить примерный возраст персонажей. Объединённая тепловая карта получилась такой:



Я счёл, что эксперимент повторён успешно: единственное заметное отличие от карты из книги в том, что там испытуемый не смотрел на портреты на стене. В остальном же всё внимание на лицах, как и должно быть.

Долой легенды!

Теперь можно приступить к атаке на одного из главных врагов, с которым я борюсь, не жалея сил: легендам на презентационных диаграммах. В журнале или на стенде, где у человека много времени, легенда может быть уместна, но во время выступления мы точно не хотим, чтобы человек тратил умственные силы на её расшифровку и бегал глазами туда-сюда, пытаясь сопоставить цвета, пока вы ему что-то рассказываете. В качестве данных я взял структуру доходов бюджета РФ за 2015 год вот отсюда. Из описания следует, что это комбинация данных Минфина, прогнозов и какой-то аналитики, то есть действительности соответствует лишь чуть более, чем никак. Но для нашей задачи в самый раз. Из этих цифр я построил вот такую замечательно ужасную диаграмму:



Из того, что мне по умолчанию сгенерировал Excel, я поменял только шрифт: не сомневаюсь, что он должен быть большим. Я выделил участникам ~20 секунд на диаграмму, затем слайд переключался автоматически. Посмотрим, как они потратили это время:



До самого большого — желтого — сектора (НДС) добрались не все. На легенде взгляд держится долго, цифрам в секторах перепадает гораздо меньше внимания. Конечно, надписи длиннее, чем цифры, и читать их вроде бы дольше, но до цифр люди именно не добираются, а не "быстро прочитывают". Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим видео движений глаз одной из участниц:



Неужели мы хотим, чтобы человек так носился глазами по нашим слайдам? До последнего момента, как в детективе, непонятно, доберётся ли она вообще до жёлтого сектора. Ещё напрягает то, как в районе 0:12-0:14 обнаружилось, что в диаграмме три разных оттенка синего, и участница мучительно сопоставляла их с элементами легенды. Эта деятельность требует очень много ресурсов мозга, и вряд ли человек параллельно может ещё и слушать то, что мы ему рассказываем.

Для сравнения я взял из того же источника данные о расходах бюджета за 2015 год и сделал ещё одну диаграмму, вот такую:



Just in case, здесь нет политики, я выделил оборону красным, только чтобы проверить, останется ли она (ошибочно) у участников эксперимента как самая большая статья расходов. Данные я так и не собрал, а красный сектор в диаграмме остался. Бывает. Вот тепловая карта этого слайда:



Мне кажется, разница очень велика: люди увидели все сектора и имели возможность рассмотреть их подробно, при этом число секторов такое же и времени я выделял столько же. На всякий случай приведу видео с траекторией глаз той же участницы, что и ранее.



Обратите внимание, за то же время ей удалось, не напрягаясь, обойти почти два круга. В целом, эта диаграмма уже почти хорошая. Если б она ещё на пакмана не смахивала, цены б ей не было.

Очень хочется верить, что эта демонстрация убедит вас избавиться от легенд в ваших презентациях. Легенды, пожалуй, не стоит бояться, только если в ней ровно два пункта. Если пунктов больше, то лучше подписать их прямо на месте, чтобы зритель не путался.

Долой вертикальный текст!

Следующий враг, с которым я боролся, — вертикальный текст. Для демонстрации я составил диаграмму о самых читающих странах (незадолго до этого подходящая ссылка пролетела в ленте Фейсбука), а также о количестве населения самых населённых стран. И в том, и в другом случае я взял топ-15 и опять выделил на просмотр слайдов одинаковое время. Вот какие получились диаграммы:





И вот как люди их рассматривали:



Здесь примечательно, как ярко горит 500 000 000 на горизонтальной шкале, остальное более-менее просто. Не надо писать такие длинные числа.



Обратим внимание, как много сил ушло на чтение названия вертикальной оси (впрочем, там и правда подумать надо, чтобы понять, в каких единицах чтение измерено), а также на то, что равномерно внимательно просмотреть все 15 названий стран у людей сил не хватает, в отличие от предыдущего слайда.

Подведём итог. Опыт я считаю успешным: картинки получились вполне действенные, люди, которым я их показывал, больше не хотят в своих диаграммах легенд и вертикального текста. Эти два элемента особенно важны потому, что практически любой инструмент для создания диаграмм обязательно вам их сгенерирует, если вы явно не запретите. А теперь вы знаете, что нужно запрещать.

Кроме того, кажется, что этот подход можно использовать почти всегда для подготовки слайдов к важному выступлению. Если сделать тепловые карты, то легко найти там места, которые привлекают взгляд, хотя и не должны, и, наоборот, места, которых зрители не видят, а нам бы очень хотелось, чтобы видели.


  • 1
Если у человека глаз косит, то что покажет трекер?


Он же калибруется перед началом работы. Если хороший, то всё равно покажет, куда человек смотрел. Скорее всего.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account