Роман Поборчий

Жизнь прекрасна и удивительна


Previous Entry Поделиться Next Entry
Наблюдения за IT-презентациями: скриншоты
prs
В процессе подготовки докладчиков Highload и РИТ++ я заметил несколько типовых проблем, которые встречал чуть ли не в каждой второй презентации. Я говорил об этом на "Найти ответ", но про некоторые вещи стоит и отдельно написать. Глядишь, люди задумаются и перестанут повторять ошибки. И мир лучше станет.

Сильнее всего меня поразило неумеренное пристрастие IT-специалистов к скриншотам на слайдах. Об этом и хочется сегодня сказать пару слов. Скриншот — зло не всегда, но очень часто. На 100% это относится к малоизвестным внутренним инструментам. Ещё Джоэл как-то отмечал, что такие приложения редко бывают хороши: они ведь не продаются, значит, и разрабатывают их ровно настолько, чтобы они по минимуму выполняли свою функцию. Красивыми они бывают редко, а интуитивно понятными — никогда. На странице, которую мы скриншотим, много маленьких картинок, ссылок, текста и разноцветье красок. Хоть и очевидно, что никакой пользы такие скриншоты не несут, они всё равно раз за разом находят дорожку на слайды даже на крупных конференциях. Вот иллюстрация из в остальном очень достойного рассказа Максима Глекова с РИТ++ 2016:



Если тут просто сказать словами, что мониторинг есть, информации аудитория получит столько же, а визуального шума — меньше. Особое место в моём сердце занимают изображения юниксных консолей с текстовым выводом самописных утилит. Почему-то выбрать из этого текста релевантный, убрать prompt командной строки и аккуратно написать (а если это числа, то и оформить в диаграмму) всё на слайде оказывается непосильной задачей.

Кроме того, что на скриншоте зачастую ничего не понятно, на нём ещё и ничего не видно. В интерфейсе же много мелких элементов, а это совсем не формат слайда. Нужно выходить из положения, укрупняя тот элемент, ради которого и затевается скриншот. Посмотрите, как решили эту задачу Артём Цымпов и Евгений Кольцов из eski.mobi:



Особо хочу обратить внимание, что такое симпатичное "увеличительное стекло" довольно легко изготовить средствами MS Office или Keynote, специального софта или умений для этого не нужно.

Скриншот легко воспринимается, когда мы показываем что-то известное. Все знают внешний вид поисковика или почтового клиента. Даже там стоит пару раз нажать контрол-плюс, чтобы на картинке всё было крупно, и отскроллить только релевантную часть страницы. Подсветить важное стрелками или рамками тоже не повредит. Вот иллюстрация того, что отрицания в поисковых запросах не работают из моего рассказа про a/b тестирование на РИТ++:



Программисты хорошо понимают скриншоты популярных IDE для разработки на их любимых языках (например, диаграмму классов вручную перерисовывать не нужно).

Также скриншот необходим, если мы говорим именно о разработке пользовательского интерфейса как об отдельной задаче, а не об инструменте в целом. Тут воистину лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите, как доработали интерфейс мессенджера Telegram в компании IT Сумма и как об этом рассказал директор компании, Евгений Потапов. Изменения были нужны, чтобы сотрудники службы поддержки могли эффективнее общаться с клиентами в чатах. Я собрал сразу парные слайды, слева "было", справа "стало":





Правда же, сразу понятно, какие задачи решали и что именно сделали?

Я надеюсь, со скриншотами в презентациях теперь всё ясно. То, что люди не могут разглядеть или понять, никак не повысит их доверие. Поэтому не надо воспринимать скриншот как доказательство сам по себе. Он что-то доказывает, только если на нём можно показать чёткую, однозначную мысль, без отвлекающих факторов. А для этого зритель должен его как минимум разглядеть и разобраться, что там к чему.

Желаю всем использовать этот инструмент только по назначению. Хороших вам выступлений!

?

Log in

No account? Create an account